Активно-пассивная механотерапия в реабилитации детей с церебральным параличом
Активно-пассивная механотерапия в реабилитации детей с церебральным параличом
Автор: Вальдемар Диль (Waldemar Diehl), Институт спортивной медицины и физической реабилитации города Кельн, Германия
Движение – качество, присущее всему живому. Движение может заменить многие лекарства, но ни одно лекарство не может заменить движение.
Как известно, детский церебральный паралич является тяжелым мультифакториальным заболеванием нервной системы, обусловленным вредоносными воздействиями в различные периоды внутриутробного развития ребенка (пренатально), во время родов (натально) или в первые месяцы жизни (постнатально). Как правило, в многообразном патогенезе церебрального паралича одно из ведущих мест занимают статико-локомоторные (двигательные) расстройства вследствие нарушения регуляции тонуса мышц, нуждающиеся в долговременной реабилитации. В связи с этим технологии восстановительного лечения детей с церебральным параличом направлены на нормализацию мышечного тонуса, снижение спастичности мышечных групп и контрактурных изменений, улучшение кровоснабжения и обменных процессов в мозговой ткани, улучшение двигательных возможностей и походки.
За рубежом уже давно доказана значимость физической реабилитации в медицине, в частности в неврологии, где внедрение высокотехнологичного реабилитационного оборудования является эффективнейшим направлением моторной реабилитации неврологических больных. Признанные в Западной Европе методики применяются, как правило, в комплексе с дополнительными методами аппаративной активно-пассивной терапии. Также известно, что систематическая выработка физиологических локомоций может не только способствовать изменению всей системы центральной регуляции движения, но и стимулировать развитие высших психических функций ребенка, выявляя компенсаторные возможности детского мозга. Применяемые, например, в немецких клиниках активно-пассивные механотерапевтические тренажеры способствуют развитию и укреплению паретичных мышц, улучшению трофики тканей, созданию новых двигательных навыков, а также улучшению психоэмоционального фона пациента. Таким образом, получаемая на тренажере физическая нагрузка развивает потребность детей в движении и активизирует не только физическую (нервно-мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательные системы), но и умственную деятельность ребенка.
Как и следует из названия, метод активно-пассивной механотерапии включает в себя две составляющие: пассивную терапию, обеспечиваемую за счет встроенного электромотора и активную – за счет собственных усилий пациента против электронно дозируемого тренажером сопротивления. Такой метод может использоваться также в таких разделах медицинской реабилитации, как ортопедия и травматология, неврология, кардиология, а также других областях для достижения определенных терапевтических целей. Занятия осуществляются путем выполнения верхними и нижними конечностями циклических вращательных движений, различных по характеру мышечного сокращения (направлению вращения и степени активного участия), темпу выполнения и продолжительности. У пациентов отмечается улучшение показателей общей двигательной активности, снижение тугоподвижности суставов, наблюдается уменьшение спастичности паретичных мышц, увеличение мышечной силы и объема активных и пассивных движений в коленном и голеностопном суставах.
Позвольте дополнительно перечислить преимущества активно-пассивных механотерапевтических тренажеров, отмеченные специалистами во многих странах мира: легко интегрируются в лечебный процесс, надежны и безопасны в применении, допускают активное участие пациента, вызывают положительный психоэмоциональный всплеск, повышая тем самым мотивацию детей к дальнейшим процедурам, улучшая качество их жизни и значительно увеличивая эффективность комплексной реабилитации.
И главное, только регулярное и адекватное применение оборудования в реабилитации будет приносить пациентам пользу, а также вносить свой вклад в достижении поставленных терапевтических целей.
- Первый прием у эпилептолога: «животрепещущие» вопросы родителейКонсультация ребенка с эпилепсией занимает достаточно длительное время, прежде всего потому, что у родителей возникает огромное количество вопросов по поводу самого диагноза заболевания, приема противоэпилептических препаратов, прогноза.Первый прием у эпилептолога: «животрепещущие» вопросы родителей